Коронование Мадонны Рубенс, Питер Пауль Рубенс создал около 3000 полотен. В Италии его величали «лучшим художником Рима»; у себя на родине, во Фландрии, называли «божественным Рубенсом». Ему заказывали портреты короли и императоры, герцоги и дожи. Настоятель каждого собора в Европе желал, чтобы именно Рубенс написал для него свое полотно. Он писал легко и стремительно, на картину у него уходил месяц-полтора. Он создавал портреты, полотна на мифологические сюжеты. Громадное количество своих работ художник посвятил сюжетам из Нового и Ветхого Заветов. В 1611 году собор Богоматери в городе Антверпене объявил конкурс на алтарную картину «Вознесение Девы Марии». Естественно, в этом конкурсе победил Рубенс, представивший свои работы на эту тему. Ему и поручили работу над картиной, которую он завершает в 1626 году. Удивительно другое: по ходу создания одной картины «Вознесение Девы Марии» художник создает несколько очень похожих и полностью законченных полотен, не считая еще двух десятков незаконченных. Почему так? Многие искусствоведы считают, что мысленно перед глазами Рубенса постоянно стояла знаменитая картина Тициана и Рубенс невольно, по-своему, пытался превзойти шедевр Тициана. Все полотна Рубенса на тему «Вознесение Девы Марии» схожи между собой и все они чем-то неуловимым похожи на полотно Тициана. Те же взволнованные фигуры апостолов, стоящие перед пустым гробом. Апостол Фома, стоящий к нам спиной и воздевающий руки к Деве Марии. Да и сам образ Пресвятой Богородицы, которая на облаке в окружении Ангелов воспаряет к небесам. Лишь одна полотно Рубенса отличается от других — «Коронация Пресвятой Богородицы». На нем Матерь Божия поднимается на небеса и встречается со Своим Сыном, и Сам Христос венчает Ее короной. Сейчас картина находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (с 1722 г.). Немного о сюжете картины. Многие события из жизни Пресвятой Богородицы скрыты завесой тайны. В Священном Писании ничего не рассказывается об Успении Божией Матери. Как писал святой Епифаний Кипрский, «пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена». До IV века не было обнаружено никаких свидетельств о кончине Божией Матери. Позже появляются отдельные свидетельства, которые Церковь относит к апокрифическим источникам. Во время казни Иисус Христос увидел стоявших подле креста Богородицу и апостола Иоанна и обратился к Пречистой Своей Матери: «Жено! Вот сын Твой», — а Иоанну молвил: «Вот Матерь твоя» (Ин. 19, 25–27). После распятия Богородица поселилась в Иерусалиме. Когда начались гонения на христиан, Пресвятая Дева Мария вместе с Иоанном Богословом уехала в Эфес, где Иоанн проповедовал Слово Божие. Позже она побывала на Кипре у Лазаря Четверодневного и на Святом Афоне, а потом вернулась в Иерусалим. Матерь Божия жила жизнью тихой и уединенной и постоянно ходила молиться ко Гробу Господню. И однажды предстал перед ней Архангел Гавриил, вручил ей райскую ветвь и сказал: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». Матерь Божия поняла что Ее земная жизнь подходит к концу. О появлении Архангела Гавриила она рассказала святому Иосифу Аримафейскому (одному из учеников Христа). Богоматерь также обратилась с молитвой к Своему Сыну, чтобы привел к Ней перед Ее кончиной всех Его учеников и Она могла с ними проститься. И Господь исполнил Ее просьбу: таинственным образом из разных стран в одно мгновение в Иерусалим были перенесены почти все ученики Спасителя (за исключением апостола Фомы). И в назначенный день Божия Матерь, окруженная учениками Христа, уснула. И распахнулась кровля горницы, где все находились. И горница озарилась Божественным светом, и сошел с Небес Сам Спаситель, окруженный Ангелами и Архангелами. И в мирном сне вручила Матерь Божия Свою душу в руки Господа. Ученики Христа на своих плечах отнесли одр с телом Пресвятой Девы через весь Иерусалим в Гефсиманию. Там они положили тело Богородицы во гроб и завалили камнями. Три дня апостолы Спасителя не отходили от места погребения и молились. На третий день пришел апостол Фома, который громко и горько сожалел, что Господь не дал ему возможность проститься с Матерью Божией. И тогда апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, дабы позволить апостолу Фоме поклониться святым останкам Девы Марии. Но во гробе они нашли лишь пустые погребальные пелены и убедились в вознесении Матери Божией на небо. В тот же день, когда вместе собрались апостолы, Сама Богородица явилась к ним и сказала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». В ответ апостолы, подняв часть хлеба, воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это событие, имевшее место в Иерусалиме более двух тысяч лет назад, было воплощено такими художниками как Рафаэль, Рубенс, Тициан, Джотто, Мурильо, Тинторетто, Караваджо, Диего Веласкес, Эль Греко, Никола Пуссен, Фра Анжелико, Андреа Мантенья, Ван Дейк, Пьетро Перуджино… В отличие от православного понимания смысла праздника, где Спаситель спускается за душой Богородицы, католики говорят о вознесении Девы Марии или взятии Пресвятой Девы Марии в небесную славу.

Теги других блогов: художник картина Рубенс