Леда и лебедь копия Леонардо да Винчи Эта картина долгое время считалась работой Леонардо да Винчи, но на самом деле является одной из самых значительных копий «утраченной Леды». Картина Леонардо известна нам по копиям других художников, наброскам и историческим документам. Леонардо да Винчи написал картину «Леда и лебедь» в 1508 году, но оригинальная версия картины была утеряна. В 1515 году была создана копия. При создании Леонардо использовал темперу на доске. Леда — персонаж греческой мифологии, жена царя Спарты Тиндарея. В брак девушка вступила без своего согласия. Отец продал ее царю за то, что тот поможет победить врагов. Однажды красавица понравилась Зевсу. Чтобы соблазнить её, Зевс принял облик лебедя и отправился к девушке, когда та купалась. От их любви Леда зачала двух детей: Елену Прекрасную и Полидевка (родились из одного яйца), и еще двух — от мужа: Клитемнестра и Кастора (родились из другого яйца). На картине прекрасная обнаженная девушка показана во весь ее рост. Леда ничуть не стесняется собственной наготы. Рядом с девой необычайно крупных размеров лебедь. Девушка обнимает его за длинную шею, а птица крылом касается ее бедра. Взгляд лебедя направлен на красавицу, в то время как она сама наблюдает за малышами, появившимся из яиц. Изящество героини прослеживается в привлекательном теле, искусно прописанных формах и белоснежном оттенке кожи. На фоне изображена река Эврот, по которой и приплыл Зевс к возлюбленной. Дальнейшая история картины неясна. Известно что ее вывезли во Францию. Последнее упоминание было в 1625 году и принадлежит Кассиано даль Поццо (итальянский ученый и меценат). Кассиано видел «Леду» во дворце Фонтебло: Полностью обнаженная фигура стоящей в полный рост Леды с лебедем. У её ног — два яйца, из разбитой скорлупы которых являются четыре младенца. Эта работа, хотя и суховата по стилю, выполнена весьма изысканно, в особенности груди Леды; кроме того, пейзаж и растительность также изображены с огромной тщательностью. К несчастью, картина в плохом состоянии, так как панели, на которых она написана, разошлись, и значительная часть краски сошла. Историки предполагают, что картина была уничтожена намеренно. Когда точно это произошло — неизвестно. Уже в конце XVIII века драматург Карло Гольдони посетил Версаль и заметил, что от «Леды» словно не осталось и следа. В своих дневниках он отмечает, что ему не удалось найти упоминания даже в списках картин, уничтоженных за «непристойность». В последний раз картина появляется в описях Фонтенбло в 1692 году.