Карел Фабрициус (1622–1654)
«Щегол», 1654
«Маленький шедевр ни о чём… но такой прекрасный»
Теофиль Торе-Бюргер
Карел Фабрициус — один из самых значительных голландских мастеров. Самый сильный ученик великого Рембрандта. Им восхищался Винсент Ван Гог. Его величают учителем Яна Вермеера. Фабрициус увлекался оптическими иллюзиями и эффектами обмана зрения. Изучал законы перспективы и осваивал новейшие изобретения — телескоп и камеру-обскуру.
В своё же время он был не очень популярен. Не был моден, жил от продажи одной картины до следующей. Хотя не был и вовсе безвестен — работал даже для королевской четы Оранских.
Сохранилось всего 17 картин мастера. К сожалению, художник погиб молодым в 32 года, поэтому их осталось так мало. Он жил в голландском городе Делфт. На окраине города взорвались пороховые склады и треть города взлетела на воздух. Вместе с художником погибла часть его наследия, находившаяся в мастерской. В это время Карел работал над портретом дьякона местной церкви. Он тоже погиб во время этого взрыва, а звали его Симон Декер — однофамилец героя книги Донны Тарт.
Щеглы — излюбленные питомцы в Голландии XVII века. Их дрессировали и учили переносить воду маленьким ковшиком — вот такое развлечение для скучающих хозяев.
«Щегол» — это картина-обманка. Они были очень популярны в Голландии. Людей развлекало удивлять своих гостей 3D-эффектом. Всего лишь правильно выбранный ракурс для изображения головы птицы и щегол становится объемным. Так-то!
На картине к голой стене прикреплена коробочка с кормом и птичий насест. На ней сидит щегленок. К его лапке прикреплена цепочка, которая не даёт ему улететь. Эта изящная простота очаровывает.
Обратите внимание на подпись: Fabritius 1654. Это выглядит так, словно высечено на стене. И очень нехарактерно для того времени подписывать подобные работы. 1654 год — последний год жизни художника. Историки считают, что картина находилась в мастерской и уцелела после взрыва. Это подтверждают крошечные царапины на поверхности краски.
Картина написана небрежно, интуитивно, широкими контрастными мазками. Такая техника называется импасто. Ее задача — создать зрительную иллюзию объема. Эффект усиливается естественным наклоном головы птицы и правильным распределением теней на бежевом фоне. Краска наносится толстыми и тонкими слоями, с пятнами и царапинами. Похожими приёмами пользовался в ранних работах и Рембрандт, чьё влияние видно в свободном исполнении Фабрициуса.
Если смотреть на картину вблизи, мало что будет понятно. Но стоит отойти немного назад... и изображение оживает. Позже этот прием будут использовать импрессионисты.
Была ли у картины рама? Или она висела на голой стене без обрамления? Возможно, гости, заходящие в мастерскую, на мгновение должны были подумать, что это живая птица? Идеальная визитная карточка.
Картина «Щегол» поразительно отличается от других работ своего периода. Некоторые искусствоведы сравнивают ее с работой итальянского художника периода Возрождения Якопо де Барбари «Натюрморт с куропаткой и железными перчатками». Это полотно было создано почти на век раньше. Оно имеет очень похожую структуру светотени. Таким образом Карел Фабрициус доказывает, что для выработки уникального стиля и создания чего-то новаторского можно обращаться не к нынешним традициям, а к прошлому.
Это первая в мире картина, прошедшая через компьютерный томограф. В процессе исследования выяснилось, что художник написал её в два этапа. На втором он снял раму, написал новый белый фон в цвет оштукатуренной стены и поверх него добавил нижнюю жёрдочку.
Картину Фабрициуса никогда не крали из музея, как описано в книге Донны Тартт. Она висит в Королевском музее Маурицхейс, рядом с работами Рембрандта и Вермеера.
В 2014 году «Щегла» оценили в 300 миллионов долларов США. Если бы картина продавалась, то на тот момент это была бы самая дорогая картина в мире.
«Щегол» Фабрициуса вдохновляет музыкантов, кинорежиссёров, авторов и дизайнеров. Одноимённый роман американской писательницы Донны Тарт получил Пулитцеровскую премию, стал бестселлером и лёг в основу сценария фильма.